Выделяют 4 основных направления эрготерапии:
Для удобства читателей рассмотрим каждое из них по одной схеме.
Гарденотерапия
1. В чем суть?
Гарденотерапия предполагает круглогодичное общение человека с живыми цветами и растениями в домашних условиях. Надеюсь все понимают, что многочасовая прополка и бесконечные физические нагрузки на даче вовсе не относятся к эрготерапии.
2. Кому показана гарденотерапия?
Тем, кто склонен к вспышкам беспричинной сентиментальности, истерикам и плаксивости. Потребность в тактильных контактах (объятия, рукопожатия и поглаживания) и проявлении заботы являются еще одним показанием для гарденотерапии. С возрастом у мужчин угасает желание демонстрировать ласку через прикосновения, в то время как у женщин эта потребность только усиливается.
3. Примеры гарденотерапии.
Гарденотерапия может начинаться с посадки цветов на балконе и разведения фикусов дома
А дальше всё зависит от вашей фантазии и желания: оформление клумб, облагораживание территорий, разведение растений на приусадебных участках и даже работа на субботниках.
Главное – дозируйте нагрузки, не стоит переутомляться и фанатично заниматься растениями. Помните, что терапия предполагает восстановление и нормальный тонус организма, а не хроническую усталость и перенапряжение.
4. Какое положительное влияние оказывает терапия?
Общеукрепляющее воздействие заключается в регулярной тренировке мелкой моторики рук, фокусировке внимания и даже в развитии кратковременной памяти. Гарденотерапия способствует профилактике деменции, болезни Альцгеймера, тремора конечностей и восстановлению физической трудоспособности человека.
Взаимодействие с природой стабилизирует эмоциональное состояние, формируя позитивный настрой на день. Психологическое воздействие легко заметить даже на первой стадии посадки семечка: приятное ожидание всходов и последующий уход за ними становятся главной темой на несколько недель
Специалисты отмечают, что пенсионеры чувствуют приятную ответственность, и каждый новый росток повышает им самооценку
Игровая терапия
1. В чем суть?
Игровая терапия подразумевает выбор ролей, проигрываемых в разных жизненных обстоятельствах, понимание других точек зрения путем моделирования различных ситуаций.
Пенсионеры между собой обсуждают конфликтные ситуации из жизни, меняются ролями и смотрят на ситуации со стороны оппонента.
2. Кому показана игровая терапия?
Для тех, у кого есть потребность в социализации, стремление самовыражения, почувствовать себя на месте другого человека и перестать раздувать из мухи слона.
3. Примеры игровой терапии
Пожилые люди обладают определенным багажом знаний, жизненным опытом, а главное – готовы им делиться. Пенсия – идеальный возраст для философствования, время, когда пора писать дневники и мемуары.
Игровая терапия предполагает не только участие самого пенсионера в театральных и танцевальных кружках, но заботу и уход о любимых домашних животных. Среди активных примеров выделим дрессировку собак и занятия с лошадьми.
Арт-терапия – это одно из течений в психотерапии и психологической коррекции, которое подразумевает поддержание оптимального эмоционального уровня путём творческой активности. Проведение арт-терапии эффективно с людьми всех возрастов: со школьниками, с людьми среднего возраста, с пожилыми людьми. В этой статье расскажем о пользе арт-терапии для людей пожилого возраста.
Особенности обучения людей в пожилом возрасте
Многие обучающие курсы для рассматриваемой возрастной категории имеют определенные особенности – они многообразны и затрагивают всевозможные области знаний. Нужно с умом подойти к выбору методики обучения, ведь у пожилых людей есть желание обучаться, но подход к ним имеет свои особенности, в отличии от работы с обычными студентами.
Для эффективного обучения пожилых людей необходимо желание самих участников процесса. Уровень заинтересованности является значимым фактором при получении такого образования. Если человек преклонного возраста решил научиться чуму-то новому, то он должен иметь мотивацию и четко понимать, что именно ему нужно. Только в таком случае он сможет стать полноценной частью. Для возникновения необходимости в получении новых знаний должны появиться определенные потребности, которые могут быть спровоцированы различными ситуациями. Приведем несколько примеров:
Осознание того, что действительного запаса знаний не хватает для эффективного взаимодействия с нынешним социумом;
Расхождение между собственными знаниями и общественными представлениями, которые нужно освоить для получения пожилым человеком навыков, помогающим адаптации к быстро изменяющейся социально-экономической, политической, нравственно-психологической ситуации в стране;
Привычка людей рассматриваемого возраста очень глубоко анализировать вопросы, которые выходят за рамки их собственной жизни и имеют всеобщий характер;
Стремление лучше изучить свою личность;
Дезориентация при столкновении с критической ситуацией;
Желание утолить культурную, творческую или интеллектуальную жажду.